Теплый голос в тени прохлады, или "Cамый охраняемый секрет"
Друзья! 25 ноября 1928 года в городке Айкен (Южная Каролина) на свет появилась Этта Джонс (Etta Jones) – потрясающая певица, которая признана одной из самых талантливых и недооценённых джазовых вокалисток XX века.
Её вокальное творчество богато десятками чудесных альбомов и тремя номинациями на премию "Грэмми". Сама Этта, разумеется, заслужила этот успех своим обворожительно-чувственным, тягучим и обволакивающим голосом и проникновенным пением. Однако при всех своих очевидных достоинствах и невзирая на успехи, Этта долгое время умудрялась оставаться таинственной незнакомкой для большинства поклонников вокального джазового творчества. А скромная слава её до сих пор ещё оказывается в чужой тени: поклонники женской вокальной джазовой сцены продолжают довольно часто путать Джонс с её более популярной тёзкой – Эттой Джеймс. Странная ошибка, ведь достаточно всего лишь раз услышать элегантную и утонченную интерпретацию джазовых стандартов и баллад Эттой Джонс, и становится ясно – её пение заслуживает исключительного внимания. И пусть даже в природной интонации её голоса угадывается сходство с Билли Холидей, она сумела создать собственный уникальный стиль с характерным сплавом госпела, R&B, блюза, и ей удалось-таки оставить свой неповторимый след в истории джаза.
Пожалуй, Джонс мечтала об этом ещё трёхлетней девочкой, когда крутилась перед зеркалом и изображала из себя певицу, заслышав по радио какую-нибудь песню. В подростковом возрасте девушка побывала на концерте Билли Холидей, пение которой произвело на нее невероятно сильное впечатление, и также какой-то время была под влиянием замечательной вокалистки Тельмы Карпентер. И карьера её стартовала прямо как у Эллы Фицджеральд и Сары Вон – в знаменитом театре "Аполло" в Гарлеме, с тем лишь исключением, что началась не головокружительно. Дело в том, что 15-летняя Джонс, принимая участие в любительском конкурсе, сильно переволновалась и главный приз не получила. Но зато получила главное – работу в оркестре Бадди Джонсона, который заметил, признал её талант и взял на роль вокалистки вместо своей сестры, которая готовилась стать мамой.
Целый год юная певица гастролировала с оркестром Джонсона, однако, когда Элла (сестра Бадди) вернулась, для Этты начался период кочевой жизни. Она работала в разных коллективах, в том числе в оркестре Барни Багарда, с которым, кстати, сделала свои первые записи под аккомпанемент пианиста и известного джазового журналиста Леонарда Фезера в 1944 году. Следующие пять лет стали для неё путешествием по сценическим площадкам и студиям звукозаписи с такими выдающимися джазовыми музыкантами, как Пит Джонсон, Кенни Баррелл, Чарльз Браун и Милт Джонсон. А в 1949 году она начала петь с бендом Эрла Хайнса, выступая в его оркестре следующие три года.
Конечно же, всё это время Этта Джонс делала попытки начать и сольную карьеру, но её первые шаги в этом направлении оставались безуспешными. Она выпускала свои ранние синглы на таких лейблах, как "Black & White" и "RCA Victor", но они остались без внимания. Возможно, причина была в том, что певица проявляла упрямство и избегала набиравшего популярность жанра R&B, предпочитая петь джаз, а потому в течение ряда лет оставалась без своей аудитории, и для неё наступили тяжёлые времена.
На протяжении почти всех 1950 годов Джонс едва сводила концы с концами, ей приходилось подрабатывать и лифтёром, и швеей, и выступать, разумеется, ей удавалось лишь по мере возможностей. Правда, в 1956-м она сделала ещё одну попытку реанимировать свою сольную карьеру: Этта записала первый полноформатный сольный альбом "The Jones Girl... Etta ... Sings, Sings, Sings" на лейбле "King Records", но и этот шаг не привёл к ожидаемым результатам (альбом дебютировал с некоторой помпой, однако остался практически незамеченным).
И невозможно представить себе дальнейшее развитие судьбы нереализованного таланта, если бы в 1960-м году фортуна не улыбнулась ей в лице Эсмонда Эдвардса – продюсера звукозаписывающей компании "Prestige Records". Это случилось благодаря менеджеру Этты Уоррену Лайнеру, который прислал Эдвардсу демозапись певицы. Джонс сразу же приглянулась ему, и контракт был подписан немедленно. А после выхода альбома "Don't Go to Strangers" Этта Джонс, наконец, понравилась и широкой аудитории слушателей – заглавная песня альбома стала настоящим хитом, обеспечив продажу миллиона экземпляров пластинки и первую в карьере Джонс номинацию на "Грэмми".
Но и этот внезапный успех оказался под угрозой. После выхода нескольких замечательных альбомов певицы наступила пора спада популярности джаза, связанная, конечно, с приходом "The Beatles" и растущей популярностью поп- и рок-музыки. Однако в этот раз Этта вновь была спасена: в 1968 году, когда Джонс выступала в одном из ночных клубов Вашингтона, она познакомилась с известным тенор-саксофонистом Хьюстоном Персоном, творческий тандем с которым изменил всю её жизнь. Хьюстон и Джонс сразу поладили и решили вместе организовать дуэт, который просуществовал почти три десятилетия. Их сотрудничество оказалось настолько успешным, что неизбежно повлекло за собой слухи о том, что они были женаты. И уж конечно, "не без огня", ведь им удалось разработать исключительно провокационный разговорный стиль вокала и реплик саксофона. А на страницах "Нью-Йорк Таймс" Этта говорила: "Персон точно знает, что я собираюсь делать в следующий момент. Он точно знает, в беде ли я сейчас; он обязательно оставит мне записку, забронирует номер".
Вот так, с середины 1970 годов и до самой смерти Этты Джонс они с Персоном записали 18 альбомов на лейбле "Muse" (последнее название "High Note Records"). И даже несмотря на то, что совместные записи их дуэта были обращены к сравнительно узкой аудитории поклонников джаза, песни, созданные в их творческом союзе, нашли верный путь к более широкой аудитории.
В конце карьеры пение Этты Джонс приобрело несколько иной, более трагический, оттенок, и вокалистка, всегда считавшаяся традиционно джазовой, стала подбирать себе репертуар и за пределами джаза. "Когда я начинала, мне приходилось исполнять некоторые песни, которые не слишком меня волновали, – рассказывала она на страницах газеты "Хроники Сан-Франциско" в 1993-м. – Сейчас же, я более-менее пою то, что хочу петь". А "Вашингтон Пост" цитировал ещё одно признание певицы: "Я хочу петь хорошую лирику. И люблю тяжелые драматические мелодии. Мелодии, которые о чём-то говорят, как например строки поэта-лирика Сэмми Кана в песне "All The Way". Ещё бы, ведь после смерти дочери Этте слишком хорошо была знакома горечь потери...
Этта Джонс покинула этот мир после безуспешной борьбы с раком 16 октября 2001 года. Случилось это как раз в тот день, когда "Prestige Records" выпустил её последний альбом "Etta Jones Sings Lady Day".
Екатерина Селянинова
#EttaJones #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzVocal #25NovemberJazz